ak-ua.in.ua

Суд оправдал двух руководителей таможенного поста в Стрые по делу о взятке.

Брокер, который сообщил на них в СБУ, заявил, что действовал по указанию другого таможенника.
Суд оправдал двух руководителей таможенного поста в Стрые по делу о взятке.

Стрийский городской и районный суд Львовской области признал невиновными руководителя таможенного поста «Стрый» Лесю Штефан и ее заместителя Павла Малика, которых обвиняли в получении 10,3 тыс. грн взятки. Суд установил, что правоохранительные органы проводили расследование с нарушениями, а брокер, который обратился с заявлением в СБУ, заявил, что действовал по поручению другого таможенника и оперативника Службы безопасности.

По версии следствия, Леся Штефан, которая была руководителем таможенного поста «Стрый» Львовской таможни ДФС, вместе со своим заместителем Павлом Маликом в 2018 году на протяжении нескольких недель требовали через таможенных брокеров взятки от предпринимателей за несоздание искусственных проблем при оформлении товаров. Следователи утверждали, что таможенники требовали деньги частями – сначала брокер якобы передал Павлу Малику 6700 грн, а позже, по требованию руководителя таможенного поста, еще 3600 грн. Их задержали 5 июля 2018 года после передачи второй части суммы, а после обысков правоохранительные органы обнаружили в автомобиле таможенников 1900 грн взятки.

В суде Леся Штефан своей вины не признала. Она утверждала, что как руководитель таможенного поста не имела полномочий давать указания по оформлению деклараций, поскольку каждый инспектор включает систему и начинает обрабатывать таможенные документы по очереди, не зная, чья это декларация, пока не откроет ее. По ее словам, после назначения на должность начальника таможенного поста «Стрый», у нее начался конфликт с коллегой, который ранее исполнял обязанности руководителя этого таможенного поста. По данным ZAXID.NET, речь идет об Олеге Маланье, которого в 2021 году судили за вождение в состоянии наркотического опьянения.

По словам Леси Штефан, после того как Олег Маланий восстановился на таможне, ее начали неоднократно отправлять в командировки на другие таможенные посты, в то время как сам Олег Маланий работал как исполняющий обязанности. Лишь в июне 2018 года она вернулась на работу в Стрый, тогда как следственные органы открыли уголовное производство по коррупции на таможне еще в 2017 году. Уголовное дело против себя Леся Штефан называет заказным.

Она также рассказала, что 5 июля 2018 года ее заместитель Павел Малик подвозил ее домой. К ним в автомобиль подсела знакомая брокер. Позже она вышла из автомобиля, после чего их задержали оперативники СБУ и сообщили, что их обвиняют в вымогательстве денег. Во время обысков в сумке Леси Штефан, которая находилась на заднем сиденье, где ранее сидела брокер, следователи нашли помеченные деньги. Леся Штефан уверяет, что они ей не принадлежат.

Суд допросил брокера в суде как свидетеля. Она рассказала, что ситуация с взяткой и ее заявлением в СБУ была искусственно создана правоохранительными органами по заказу Олега Маланья, а само заявление в СБУ она написала по просьбе таможенника и оперативного работника Службы безопасности Украины. Они рассказали ей, что Леся Штефан якобы хочет подставить ее на работе и из-за этого на нее уже составили протоколы о нарушении таможенных правил с штрафом на сумму более 2 млн грн. Позже в суде выяснилось, что эти протоколы были незаконными и их вообще составляют на перевозчиков. После этого она один раз приехала во Львов, чтобы написать заявление в СБУ, текст которого ей продиктовал оперативник. В материалах дела фигурирует сотрудник СБУ с фамилией Пароля.

Олег Маланий в суде слова брокера опровергал и утверждал, что она сама пришла к нему за помощью, поскольку считала, что Леся Штефан и ее заместитель мешают ее работе. Он посоветовал обратиться в СБУ и уверял, что ничего не знал об открытом уголовном производстве.

Оперативник СБУ в суде рассказал, что брокер подала заявление о вымогательстве денег от нее через приемную во Львове, а затем несколько раз приезжала для проведения негласных следственных действий, в частности, чтобы получить помеченные деньги. Однако суд эти утверждения опроверг, так как экспертиза подтвердила, что в тот день она была в Стрыю и через таможенную систему оформляла грузы. Также суд не нашел доказательств, что она ездила в офис СБУ во Львове во время досудебного расследования. Сам брокер также опроверг эти заявления СБУ.

Адвокаты таможенников в суде настаивали, что правоохранительные органы провели обыски автомобиля и само задержание с нарушениями. В частности, камера зафиксировала, что в начале обысков на сиденье автомобиля денег не было вовсе.

Суд установил, что поскольку брокер подавала заявление о совершении преступления не сама, то это доказательство сфальсифицировано. Также суд не установил, почему уголовное производство открыли еще в ноябре 2017 года, если брокер якобы обратилась в СБУ в мае 2018 года и в это время Леся Штефан постоянно находилась в командировках и не возглавляла таможенный пост. По данным ZAXID.NET, производство в ноябре касалось Олега Маланья, однако открытое в мае производство после обращения брокера объединили в одно дело.

Суд также признал незаконными действия правоохранителей, которые задержали и вручили подозрения таможенникам без объяснения их прав, в том числе вызова адвокатов. Кроме того, с оперативной съемки неясно, где именно в автомобиле нашли деньги, так как в начале видео на заднем пассажирском сиденье вообще нет никаких денег. Суд также признал нарушением то, что оперативные сотрудники проводили смывы с рук задержанных без соответствующего постановления прокурора, что видно из видео, которое снимали сами правоохранители.

Учитывая обстоятельства дела, судья Руслан Шрамко признал Лесю Штефан и Павла Малика невиновными по ч. 3 ст. 368 УКУ в связи с недоказанностью состава правонарушения и оправдал их. Этот приговор можно обжаловать в апелляции.