ak-ua.in.ua

Редкое право на защиту.

Что даст Украине новое соглашение с США?
Редкое право на защиту.

«У меня были очень хорошие разговоры с Путиным. У меня были очень хорошие разговоры с Зеленским, а еще четыре недели назад никто ни с кем не разговаривал. Это даже не рассматривалось. Никто не думал, что можно достичь мира… Мы сделаем все возможное, чтобы заключить наилучшее соглашение для обеих сторон. Но для Украины мы будем стараться заключить хорошее соглашение, чтобы они могли вернуть как можно больше (территории, – ред.)», – так вновь хвалился американский президент Дональд Трамп своими миротворческими и посредническими способностями на заседании американского правительства.

Следует ли это понимать так, что глава Белого дома планирует помочь Украине в деоккупации захваченных Россией территорий? Вот вряд ли. Это было бы уже слишком хорошо и слишком выбивалось бы из трампистского тренда умиротворения Владимира Путина. Скорее, американский лидер имеет в виду, что Украина закрепит за собой те территории, которые уже контролирует. А это, по его убеждению, для Киева и так будет счастьем.

Хотя пытаться в принципе угадать, что имел в виду Трамп, что у него в голове – дело абсолютно неблагодарное. Он может за неделю выдать несколько взаимопротиворечивых заявлений и абсолютно не переживать по этому поводу. Поэтому какая-то теза, высказанная им лишь раз – это вообще ни о чем, и строить на ее основе какие-то предположения было бы напрасной тратой сил и времени.

Но в любом случае миротворческий процесс, запущенный Трампом, движется. С одной стороны, это не может не радовать нас, украинцев. С другой – миротворческий процесс требует от Украины болезненных компромиссов. Болезненных и обидных для жертвы агрессии. Так что в пятницу, 28 февраля, в Вашингтон на встречу с Трампом должен прибыть украинский президент Владимир Зеленский, по крайней мере для того, чтобы четче очертить позицию Украины и границы возможного компромисса.

В этот день стороны должны подписать многостраждальное соглашение, которое еще по инерции называют «о редкоземельных минералах», хотя оно уже давно приобрело значительно более широкий охват. Согласованию сторон предшествовали довольно жесткие переговоры, которые часто сопровождались оскорблениями, жалобами и даже шантажом контрагента. В основном это звучало со стороны американцев, даже точнее – с уст Трампа. Украина, а конкретно Зеленский лишь отбивался и контратаковал в полсилы лишь тогда, когда вербальная атака со стороны бывшей страны-союзника стала невыносимой.

Но, слава Богу, этот сложный период пройден, компромисс достигнут. Ведь Киев здесь находился в значительно менее выгодной ситуации, так как шла речь о судьбе американской военной помощи, которая экзистенциально важна для Украины.

Стоит хотя бы в двух словах описать суть документа, а также процесс трансформации его содержания. Напомним, что первым о будущем «редкоземельном соглашении» заговорил сам Зеленский еще в прошлом году. Таким образом он пытался заманить потенциального американского инвестора в Украину для освоения украинских полезных ископаемых. Ну, почему бы и нет, бизнес как бизнес. А одновременно Украина получит определенные гарантии безопасности.

Трамп после инаугурации и вступления в процесс российско-украинского умиротворения вспомнил об этом предложении и дал задание своему правительству разработать соответствующее соглашение. Первую редакцию этого документа в Киеве увидели 12 февраля, когда министр финансов США Скотт Бессент приехал в Украину, чтобы лично передать Зеленскому проект «редкоземельного соглашения». Увидели и ужаснулись. Соглашение возвращало нас во времена великих географических открытий, когда испанские конкистадоры заставляли американских аборигенов (которых считали индейцами) отдавать все свои природные богатства за зеркальца и стеклянные бусы. В соглашении неизвестно откуда взялась сумасшедшая цифра – 500 миллиардов долларов, которые якобы Украина задолжала Соединенным Штатам за военную и финансовую помощь, предоставленную с момента полномасштабного российского вторжения. Наше издание уже не раз писало о том, что эта цифра не имеет ничего общего с реальностью. А кроме того, помощь, которая на самом деле была в разы скромнее, предоставлялась на безвозмездной основе, то есть в принципе не предусматривала возврата или компенсации. Мы уже даже не упоминаем о таких пафосных вещах, что Украина и так заплатила за нее кровью своих сыновей и дочерей…

Начальное предложение администрации Трампа также предусматривало создание инвестиционного фонда восстановления, в котором Соединенные Штаты осуществляют 100-процентный финансовый контроль. Украина же должна была перечислять 50% доходов от добычи всех своих полезных ископаемых, включая нефть, газ и соответствующую инфраструктуру. Неудивительно, что украинская власть признала такие условия неприемлемыми. И отказала Вашингтону. Украинская сторона уверяет, что отказала «мягко», американская утверждает, что «грубо». Предположим, что истина где-то посередине.

«Я не подпишу то, что придется отдавать 10 поколениям украинцев», – объяснил Зеленский свою непоступчивость на последней пресс-конференции.

После неудачной первой попытки американская сторона предложила Украине еще несколько вариантов соглашений. Но все они предусматривали, что Украина фактически теряет контроль над своими полезными ископаемыми, которые, согласно Конституции, принадлежат всему украинскому народу. И не только над недрами, но и над всей добывающей инфраструктурой, включая транспортировку. Администрация Трампа цинично шантажировала Украину, которая всеми силами сдерживала российскую оккупационную атаку. Ну, хорошо, придет время, мы это еще им припомним. Сейчас же мы должны заботиться о выживании государства и нации в условиях экзистенциальной угрозы.

В конечном итоге США, натолкнувшись на железный украинский сопротивление, отказались от своих требований относительно тех мифических 500 миллиардов долларов. И вообще относительно любой компенсации за помощь, предоставленную предыдущей американской администрацией на безвозмездной основе. Также в Вашингтоне оставили и попытки наложить лапу на добывающую инфраструктуру.

Хотя не удалось Киеву добиться и того, чтобы в текст соглашения были внесены четкие гарантии безопасности для Украины. Издание Politico со ссылкой на слова американского чиновника утверждает, что гарантии безопасности для Украины все же прописаны, но «в очень общих чертах». А Вашингтон утверждает, что наличие соглашения само по себе обеспечивает необходимые гарантии. С этим, конечно, можно поспорить, но не будем, так как дело еще не завершено.

На последнем брифинге Дональд Трамп, отвечая на вопросы журналистов о том, что Украина получит в обмен на соглашение о полезных ископаемых, сослался на помощь, которую уже оказали США, а также «много... военного оборудования и право продолжать воевать». То есть Трамп позволил нам «продолжать воевать». За это мы уже ему искренне благодарны, потому что мог бы и запретить.

В конечном итоге текст соглашения, которое в пятницу запланировано подписать в Белом доме, вообще не содержит жестких обязательств сторон. Оно не включает минеральные ресурсы, которые уже приносят поступления в украинский бюджет, то есть оно не повлияет на текущую деятельность «Нафтогаза» или «Укрнафты» – крупнейших производителей газа и нефти в стране. Текст документа уже обнародовали New York Times, Financial Times и «Экономическая правда