ak-ua.in.ua

Илько Лемко: Львов при деде императора.

Популярная история города Львова, раздел 44
Илько Лемко: Львов при деде императора.

Нет никаких сомнений, что свою наибольшую связь с Европой Львов обрел во времена господства здесь Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи (1772-1918). Эта историческая связь Львова с одной из самых развитых европейских наций на протяжении 146 лет не могла пройти бесследно для его культурного развития. Каменицы в стиле историзма и сецессии обладают таким феноменальным запасом урбанистической прочности, что даже неумелым рукам варваров, независимо от того, из глубин Евразии или близких рустикальных галицких местечек, не удалось их полностью уничтожить, и полусплюндрованные и изрядно потрепанные, под слоями некультурности их современных обитателей, они все равно продолжают гордо сиять своей благородной красотой.

Цивилизационные достижения Львова в австрийские времена можно перечислять очень долго, но здесь мы кратко остановимся лишь на некоторых из них:

1776 – во Львове создан первый в Украине постоянно действующий городской театр и вышла первая в Украине газета.

1785 – основан самый старый в Украине отель «Под римским цезарем».

1786 – основана первая в Украине музыкальная академия.

В начале XIX века Львовский университет был одним из крупнейших в Европе: в 1822 году он насчитывал 1304 студента, в то время как, например, Берлинский университет в 1820 году имел 910 студентов, а университет в Галле – 795 студентов.

1844 – основание цисарско-королевской Технической академии – самого старого в Украине технического университета.

1845 – во Львове впервые в Европе основана специализированная детская клиническая больница Святой Софии.

1848 – создана первая украинская политическая организация Главная Русская Рада.

1861 – построена первая в Украине железная дорога Львов-Перемышль.

1864 – основан первый украинский профессиональный театр.

1873 – основание одного из старейших в Европе Природоведческого музея.

В 1880-х годах Львов по количеству местных газет и журналов опережал Киев, Москву, Вильно, однако уступал Варшаве и Петербургу.

1890 – создание Русско-украинской радикальной партии (РУРП) – первой украинской легальной политической партии европейского типа.

1894 – состоялся первый в украинской истории футбольный матч между командами Львова и Кракова.

1905 – создание первого Украинского национального музея.

Золотые времена бабушки Австрии непременно связывают с деятельностью дедушки цесаря, личность которого была обожаема украинскими певцами красного литературного мастерства. В частности, Омелян Попович в порыве искренней верноподданнической любви провозглашал:

Цесаря чтобы хоронила

Рука Божа, днесь молім.

Крикнем, мов з одной груді

Звучно, громко на весь світ:

Цесарь наш Франц Йосиф!

Най панує многа літ!

І руку взял би Цесаря

Уцеловал ю вдєчно

І рєк: «Поздровляє тя

Мой родний край сердечно».

68 лет на троне (1848-1916) - на то время это был рекорд в Европе, историки шутили, что благодаря Францу Йосифу I XIX век длился 116 лет.

Если кратко охарактеризовать самые экстравагантные моменты жизни светлейшего цесаря, то он, называя себя «последним монархом старой школы», на протяжении всей своей жизни не мог преодолеть отвращения к техническим новшествам своей эпохи: лифту, вентилятору, телефону, пишущей машинке, электрическому освещению, военной маскировочной форме. С трудом согласившись на проведение электричества в свой дворец, телефон так и не провел. Лишь через несколько лет привык к использованию водного туалета, то есть уборной с водопроводным устройством для промывания унитаза.

Цесарь мастерски освоил профессию переплетчика, поскольку после казни во время Французской революции королевы Марии Антуанетты Габсбурги постановили, чтобы все представители этого монаршего рода приобрели какую-то ремесленную профессию на случай утраты трона.

Светлейший цесарь пять раз посещал Львов. Впервые это было в 1851 году, когда благодарные подданные на площади Фердинанда (ныне площадь Мицкевича) соорудили Триумфальную арку, где и приветствовали своего монарха. В 1855 году, пью кофе вечером на террасе кафе на Высоком замке, цесарь наблюдал за феноменальной иллюминацией из тысяч огней, устроенной в его честь городом. Замковую гору львовяне назвали горой Франца Йосифа, но это название долго не продержалось.

О девятой часе утра 11 сентября 1880 года пушечный выстрел из Цитадели возвестил, что в Львов поездом прибыл цесарь. Город должным образом подготовился к этому визиту, и всех нищих и бродяг вывезли из города на такую дистанцию, чтобы те за четыре дня пребывания цесаря во Львове пешком не смогли вернуться назад. При выезде из вокзала на современной улице Черновицкой соорудили Триумфальную арку. Когда карета монарха проезжала сквозь арку, толпа львовян прорвала кольцо охраны и в верноподданническом порыве чуть не опрокинула карету. Городская стража быстро справилась с толпой, разогнав её палками. На всём пути цесарского кортежа из окон и из толпы развевались черно-желтые австрийские и сине-желтые украинские флаги. Газета «Дело» призывала украинцев во время визита цесаря надевать национальную одежду, «потому что мы, все же, живем в Австрии, а не в Польше».

Окна прилегающих к маршруту зданий щедро украсили цветами, портретами цесаря и цесаревны, транспарантами. Чтобы лозунги на транспарантах не повторялись, их текст львовяне были обязаны предварительно согласовывать в соответствующем комитете. Для обозрения императорского кортежа установили несколько трибун.

Вечером того же дня на Губернаторских валах у здания Наместничества состоялся прием, на котором хор из 450 певцов исполнил в честь цесаря две кантаты – на польском и украинском языках.

Ужин в честь высокого гостя готовил личный повар цесаря граф Кинский согласно списку продуктов, заранее отправленным из Вены. На столе лежал перечень блюд на французском, музыкальная программа на немецком и карточки с именами соседей по столу. Всех гостей предупредили, что во время ужина не разрешается громко разговаривать и произносить тосты. Зато после ужина цесарь проводил беседы с приглашенными, не обходя ни одного из присутствующих. Двух гостей обслуживал один лакей, и блюда меняли так быстро, что гости не усп