Домогательства в украинских университетах все чаще обсуждаются в СМИ. Сначала речь шла о сексуальных домогательствах, а также психологическом и физическом насилии в театральных вузах, вскоре скандал разразился и во Львове.
Журналистка-расследовательница издания NGL.media Екатерина Родак пообщалась с более чем 20 женщинами и мужчинами, которые заявили о домогательствах и насилии в театральных университетах, и решила поделиться своей историей. Она заявила о домогательствах со стороны профессора факультета журналистики ЛНУ имени Ивана Франко Иосифа Лося, и под её постом десятки выпускниц начали делиться похожими историями. Женщины нашли в себе смелость рассказать о домогательствах только после окончания университета. Кто-то рассказал о домогательствах 20-летней давности, с кем-то это произошло 9 лет назад.
ZAXID.NET пообщался с психологом общественной организации «Ла Страда» Нелли Тройчук и рассказывает, как страх осуждения и авторитет обидчика могут заставить жертв молчать, почему не стоит обесценивать пережитое и где искать поддержку.
***
На примере Львовского университета мы видим, что жертвы сексуальных домогательств часто молчат о пережитом и не сразу обращаются за помощью. Кто-то может держать в себе эти эмоции десятки лет. Почему так происходит?
После этого поста о Иосифе Лосе к нам на «горячую линию» начали поступать звонки как от молодых девушек, которые упоминали имя этого преподавателя, так и от мужчин уже зрелого возраста, которые тоже подвергались домогательствам. Отвечая на вопрос о том, почему жертвы молчат и не сразу обращаются за помощью, мы должны опираться на то, в каком сообществе они находятся и каким законодательством это сообщество управляется. Если в этом сообществе регулируется все, что касается предотвращения насилия, жертва звонит, и быстро приезжает полиция, выписывает срочный запретительный предписание, то это работает.
Если мы говорим о сексуальных домогательствах, то только в конце 2024 года вступил в силу закон о наказании за сексуальные домогательства. До этого обращение в полицию означало, что вашу жалобу примут, но не будет никаких действий, потому что полиция не могла предпринять никаких мер против обидчика. Жертвы понимали, что они не могут получить защиту от государства.
Наше общество пронизано стереотипами, что «девушкам оценки ставят за красивые глаза». Страх осуждения, недоверие к тому, что вам помогут, или же это может быть авторитет преподавателя. Человек на властной позиции может проявлять манипуляции, давить на студентов, а особенно на тех, к которым было совершено сексуальное домогательство.
Причиной может также быть отсутствие механизмов защиты. Если университет не имеет политики реагирования, или их замалчивают, жертвы не знают, куда обращаться.
Почему молчат? Они травмированы. Они не понимают, как в стенах ВУЗа, куда они пришли за знаниями, авторитетные преподаватели делают такие вещи. Это эмоциональный шок и травма, которая формируется. Люди должны чувствовать себя в безопасности, но они находятся в опасности. Самое главное – это страх последствий. Может ухудшиться отношения в учебной группе, люди могут бояться возможности закончить обучение и получить диплом. Если я что-то скажу, поймут ли меня? Если я что-то скажу, защитят ли меня? Не выгонят ли меня?
К постам женщин, которые подверглись сексуальным домогательствам, пишут комментарии вроде «он просто погладил тебя по руке – не делай из этого проблему». Давайте определим, что такое сексуальные домогательства и какими они могут быть.
Это умышленное совершение любых действий сексуального характера против нашего желания. Это может быть выражено вербально, невербально или физически. Если это физическое домогательство, оно может проявляться нежелательными прикосновениями, прижатием, троганием волос. Человек может прижиматься к кому-то, будто ему тесно и не хватает места, чтобы пройти.
Вербальными проявлениями могут быть комментарии, угрозы, непристойные замечания, какие-то неуместные рассказы о половых актах. Могут быть неприемлемые комментарии о внешности. Те же комментарии преподавателя о голых коленях студентки, которые его возбуждали. Или это может быть настойчивое требование свиданий, свистки, оскорбительные шутки по поводу пола. Есть еще невербальное – например, демонстрация полового акта жестами или демонстрация половых органов.
Вы говорили, что наше общество пронизано стереотипами. Есть еще такой, как «она сама виновата, спровоцировала, откровенно оделась». Почему таким образом нельзя оправдывать обидчика?
Обидчиком является тот, кто совершает насилие. Если мы смещаем ответственность, то получается, что мы толерируем действия обидчика и еще больше закрепляем этот стереотип. В таком случае, если идет массированный обстрел страны, почему нам обвинять того, кто обстреливает? Может, не нужно было провоцировать? Такие стереотипы опасны, они накапливаются, как ожерелье, передаются из поколения в поколение, они содержат в себе ложную информацию. Так легче оправдать обидчика и легче не столкнуться с жестокой реальностью, что я тоже могу быть в опасности.
Нет такого поведения или ситуации, которые бы оправдывали домогательства и то, что другой человек нарушает чужие границы. Если мы этот стереотип укрепляем, то мы заставляем жертв чувствовать себя еще более виноватыми, а это усиливает их травму. Поэтому и люди, которые подверглись домогательствам, молчат.
Почему стоит не замалчивать и не обесценивать свои чувства? Как это может повлиять на пострадавшего человека?
Мы испытываем разные эмоции… Сейчас мы говорим о сексуальных домогательствах, и я чувствую гнев к тому, кто позволяет себе совершать эти домогательства к девушкам, парням, мужчинам и женщинам. Если я этот гнев не идентифицирую, тогда я могу навредить в коммуникации с другими людьми, потому что этот гнев во мне будет еще циркулировать. Мы должны идентифицировать, что мы чувствуем, и выразить эти чувства. Как минимум, кому-то об этом рассказать. Если это останется невысказанным, то может отозваться психосоматическими расстройствами или приобретенными болезнями. Важно не замалчивать и не обесценивать чувства жертв.
Если мы переводим ответственность за совершение сексуальных домогательств на пострадавшую особу, то мы как раз обесцениваем её чувства. В таком случае мы создаем культуру молчания и лишь усиливаем социальную изоляцию.
Если человек сталкивается с сексуальными домогательствами в университете и хочет об этом заявить, куда ей стоит обращаться?
Прежде всего, обращаться в полицию, потому что сейчас уже есть изменения в законодательстве и введена новая статья о административной ответственности за сексуальные домогательства (ст.173-7 КУпАП). Кроме штрафа и общественных работ, там также предусмотрен арест до 15 дней. Можно обратиться за психологической поддержкой в ГО «Ла Страда» – 116 123 с мобильного или 0 800 500 335 со стационарного телефона. Линии работают бесплатно, анонимно и круглосуточно.
Нужно защищать себя согласно закону, то есть писать заявление о правонарушении и получить психологическую поддержку, чтобы выразить этот психический аффект.