Скандал вокруг логистической компании «Зерно Сибири» все больше напоминает дуэль между губернатором Бурковым и предпринимателем Четвериковым, обвинившим его в вымогательстве 200 млн рублей.
Как передает корреспондент УтроNews, скандал вокруг ООО «ЛК «Зерно Сибири» в Омской области выходит на новый виток. В суде по делу о мошенничестве бывших руководителей компании то и дело возникают разговоры о возможном существовании коррупционной цепочки, в которую были включены сам губернатор Омской области Александр Бурков, а также представители областного правительства.
Заметно, что судья не расположен обсуждать эту тему, что не мешает присутствующим в зале журналистам выносить ее за пределы суда. При этом, по ходу процесса, появляется все больше поводов для подозрений, что в основе конфликта между властями и бизнесом могут лежать ущемленные амбиции губернатора и его команды.
Сами себе учредители
По данным «Руспрофайла», на сегодня у ООО «ЛК «Зерно Сибири» учредителей почти не осталось. Все фермеры, которые в 2019 году предположительно «в добровольно-принудительном порядке» вступили в число учредителей компании, сделав в ее уставной фонд посильные взносы (в диапазоне от 30 тысяч до 13 млн рублей), 17 августа 2021 года дружно покинули ряды собственников.
Таким образом, по официальным данным, на сегодня у компании учредителей нет либо информация о них скрыта от любопытных глаз. Несложно выяснить при помощи более ранних публикаций от 2019 года, что фермеры тогда должны были выкупить у областных властей 49% акций компании.
Официально у ООО «ЛК «Зерно Сибири», которая считается действующей организацией, сегодня нет учредителей
Соответственно, ее контрольный пакет в размере 51% акций принадлежал региональному правительству. Вероятно, его представители позаботились о том, чтобы скрыть от лишних глаз сведения о причастности областного руководства к скандальной компании. Хотя усилия явно оказались тщетны, поскольку эта деталь сейчас звучит в СМИ по несколько раз в день, по крайней мере пока идет суд над ее бывшим директором и его партнерами.
По финансовым показателям компании, отраженным в «Руспрофайле», можно заметить, когда в делах компании наступил кризис. Если по итогам 2020 года годовая выручка компании составила 814 млн рублей, то уже через год она сократилась вдвое.
Судя по текстам в СМИ, еще в октябре 2020 года губернатор Бурков гордо отчитался на своей пресс-конференции, что «Зерно Сибири» вышло даже в Афганистан». А уже в апреле следующего года стало известно, что ее бывшего руководителя Александра Четверикова обвинили в организации ОПГ и крупном хищении.
Тем не менее, по данным госзакупок, со своей основной задачей – организацией экспорта выращенного в области зерна она справлялась. По последним данным, за два с половиной года ООО «ЛК «Зерно Сибири» заключило 188 договоров на поставку зерна на общую сумму свыше 1,5 млрд рублей
Недавно у компании вновь сменился руководитель – уже третий за 2,5 года. Новым директором стал 69-летний экс-глава Азовского района Омской области Павел Багинский, которого считают человеком губернатора Буркова. Впрочем, в нынешней ситуации сложно представить во главе скандальной компании представителя какой-либо другой команды.
Зачем создавалось «Зерно Сибири»?
Отметим, что логистическая компания «Зерно Сибири» с уставным капиталом 560 млн. рублей была создана в сентябре 2019 года по инициативе губернатора Омской области. Декларировалось, что компания будет помогать омским зернопроизводителям выходить на зерновые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где цены на зерно существенно выше среднероссийских.
Предполагалось, что АО ЛК „Зерно Сибири“ будет осуществлять деятельность по продаже зерна на основании агентских договоров от имени учредителей — товаропроизводителей региона. Большинство учредителей из числа фермеров согласились поначалу внести в уставной капитал по 1,2 млн. рублей в обмен на обещание получить по 0,21% уставного капитала. Однако, по данным на конец 2019 года, их общий взнос в УК составил всего 12,23 млн. рублей, на основании чего напрашивается очевидный вывод: участие фермеров в работе компании изначально могло носить добровольно-принудительный характер.
История логистической компании «Зерно Сибири» начиналась очень красиво и пафосно
Подтверждением тому служат и комментарии некоторых из них, опубликованные в издании «Город55.ру». По словам крупного омского фермера Ивана Бригерта, половина всех аграриев региона не хотела иметь дел с логистической компанией. Одной из главных проблем «Зерна Сибири» фермер назвал отсутствие линейного элеватора, на котором может храниться зерно местных аграриев, ожидая перевозки в другие регионы и страны. Впрочем, эта проблема потом была решена при помощи аренды элеватора.
И тем не менее красивая идея не сулила прибыли непосредственно аграриям-учредителям. А помпа, с которой было объявлено о создании компании, упорно наводила на мысль о том, что главным предназначением проекта может быть не столько реальное решение проблемы экспорта зерна, сколько желание чиновников передать красивый отчет в Москву (и при этом самим не остаться в накладе, а лучше всего –подзаработать).
Уголовное дело прославило на всю страну
Как следует из сообщений Следкома, суть обвинения такова: «Четвериков, Секачев, Плужников, Саута, действуя в составе преступной группы путем обмана и злоупотребления доверием работников АО ЛК «Зерно Сибири» совершили хищение денежных средств на общую сумму не менее 98 905 000 рублей».
Обстоятельства дела прояснились в суде: не без ведома руководства «Зерна Сибири» были перечислены средства посреднику за будущие поставки зерна, а затем возникла некая схема участия в банкротстве местного элеватора с целью в итоге заполучить его в полное распоряжение ООО «ЛК «Зерно Сибири». Судя по всему, на какой-то стадии этой схемы, преследовавшей как будто благую цель, произошел сбой.
Губернатор Бурков, в ходе следствия, частенько комментировал его ход, с трудом сдерживая при этом эмоции. По его словам, львиную долю похищенных средств удалось вернуть, осталось еще около 30 млн рублей.
Губернатор Александр Бурков явно ждал от проекта «Зерно Сибири» политических дивидендов
Похоже, где-то на рубеже 2020 и 2021 годов между Четвериковым и Бурковым произошел конфликт, предположительно, при разделе сфер влияния и финансов в компании «Зерно Сибири». Весной Четвериков уже был в бегах и рассказывал о том, что губернатор Бурков требовал с него 200 млн рублей, а, получив отказ, якобы затаил обиду и решил нанести упреждающий удар в виде уголовного дела.
Разумеется, Бурков все подобные обвинения в свой адрес отрицает. Поводом для того, чтобы усомниться в версии Четверикова, может послужить тот факт, что уголовное дело № 12001520029000259, по которому он проходит обвиняемым, было возбуждено 28 мая 2020 года, почти за полгода до его размолвки с Бурковым.
Не стоит также забывать, что именно экс-депутата Госдумы от партии «Справедливая Россия» Четверикова называли изначально идеологом создания компании. Кстати, его поначалу в области представляли в качестве советника губернатора Буркова, хотя официально о подобном назначении ничего не известно. Позднее и сам Бурков развеял слухи о том, что Четвериков был его советником.
Александр Четвериков, находясь за границей, продолжает настаивать, что его «подставили» омские власти
О Четверикове известно также, как о создателе курской Группы компаний «Агрохолдинг», которая, согласно данным «Руспрофайла», была преобразована в ООО «Агрокапитал», а в 2010 году прекратила существование по итогам банкротства. Новая попытка проявить себя «на сельской ниве», но уже в Омске, закончилась, как мы знаем, уголовным делом.
Сколько протянется судебный процесс, пока сказать трудно. Подсудимым грозят серьезные сроки лишения свободы, при этом, из их показаний в суде, все явственнее проступает, что главной причиной происшедшего все-таки является именно конфликт между губернатором Бурковым и предпринимателем Четвериковым. То есть, скандал в Омске – это классический пример того, как «у холопов трещат чубы, когда паны дерутся». Причем «холопы», в данном случае – вовсе не подсудимые, а омские фермеры, для которых этот скандал стал еще одним поводом усомниться в справедливости и честности поступков своих региональных властей.